Практически каждый, кто хочет зарегистрировать товарный знак, уверен, что придуманное им обозначение уникально. В особенности справедливым это мнение может казаться в том случае, если вы используете свой бренд уже не первый год и не сталкивались с какими-либо похожими обозначениями.
Чем более уверен предприниматель в уникальности обозначения, тем более разочаровывают иногда результаты экспертизы заявки на регистрацию товарного знака. Наиболее распространенные сценарии отказа в регистрации товарного знака для давно используемых брендов:
- Сходных товарных знаков не найдено, но ваше обозначение само по себе не может получить правовую охрану в качестве товарного знака. Простой пример: «Юридическое Бюро» для услуг юридической консультации по 45 классу МКТУ. Сделать что-то в такой ситуации достаточно трудно, соответствующие меры целесообразно принимать до подачи заявки на регистрацию товарного знака — например, вводя в его состав изобразительный элемент.
- Найдены сходные товарные знаки, зарегистрированные ранее вашей заявки, или такие же заявки. Часто это товарные знаки предпринимателей из других регионов России, о существовании которых вы ранее даже не подозревали. После получения отказа Роспатента, в таком случае, можно попробовать получить письмо-согласие от правообладателя противопоставленного товарного знака, или аннулировать его регистрацию по факту неиспользования.
- Самый обидный сценарий — найдены заявки, поданные раньше вашей, и одна из этих заявок подана вашим партнером (дилером, дистрибьютором, представителем и т.д.). Менее печальные последствия имеет даже тот случай, когда заявка подана вашим конкурентом — поскольку в этом случае вы сможете доказывать факт недобросовестной конкуренции.
- Проведение предварительной проверки товарного знака на тождество и сходство по базам данных Роспатента позволяет предупредить такие осложнения заранее. Проводя проверку, вы получаете предварительную информацию об охраноспособности обозначения за 5-7 дней, имеете возможность заранее подкорректировать подаваемую на регистрацию заявку, а главное — убедиться, что вы не вкладываете немалые рекламные бюджеты в обозначение, которое нельзя защитить.
Товарный знак — это обозначение (словесное, изобразительное, комбинированное или иное), служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Законом признаётся исключительное право на товарный знак, удостоверяемое свидетельством на товарный знак
Проведение предварительной проверки, по существу, позволяет вам с определенной долей вероятности предсказать результат государственной экспертизы вашей заявки на регистрацию товарного знака. Единственное отличие в сроках — если предварительная проверка занимает 1-1,5 недели, то процедура государственной экспертизы может затянуться до 18 месяцев.